Русский Рок - авторская программа Жени Глюк Русский Рок - авторская программа Жени Глюк
Русский Рок - авторская программа Жени Глюк Русский Рок - авторская программа Жени Глюк
Ðàäèî ÐÎÊÑ 102`FM Главная страница Ïîèñê Главная страница
Русский Рок - авторская программа Жени Глюк Русский Рок - авторская программа Жени Глюк
Гости
Рок афиша
Женя Глюк
Премьера
Помидор
Рок-архив
Друзья
Форум
Рассылка
Фотогалерея

Тамара Москвина

Тамара  Москвина

Глюкк: Вы - заслуженный тренер, о вас слагают легенды. Расскажите, пожалуйста, как Вы тренируете?

Т. Москвина: Просто. Что называется, берешь исходный материал и работаешь. Всегда смотрю на человека, который уже умеет кататься, потому что ставить людей в пару, не умеющих этого делать, - пустая трата времени. Приблизительно прикидываешь, как эти два одиночника смогут сработаться, подходят ли они друг другу и какая пара из них получится. Нужно ведь, чтобы они подходили друг другу по возрасту, весу, по своим техническим данным. Это видно не сразу: что-то заметно сразу, а о чем-то приходится догадываться. В конце концов, всего сразу понять нельзя. Ну и потом постепенно начинаешь складывать кирпичики их мастерства. Причем не только технического, но и поведенческого.

Глюкк: А как Вы подбираете музыку для программы фигуристов?

Т.Москвина: Музыку подбираешь под их мастерство. Кроме того, она должна быть отличной от той, под которую катаются возможные конкуренты. Потом она должна быть, может, модной для данного момента, а может патриотичной. Музыку я подбираю из своих собственных предпочтений. Например, ребята приходят и говорят: знаете, нам эта музыка не нравится, мы хотим кататься под другую. И дают послушать. Я, конечно, слушаю, но говорю: знаете, под такую композицию хорошо сидеть с девушкой на диване. Эта музыка не выигрышная. Я им говорю: позвольте мне выбрать самой, потому что я видела 150 чемпионатов и слышала миллион программ. Обычно, когда слушаешь произведение, уже представляешь, кому из фигуристов оно подойдет, и как спортсмен будет выглядеть на льду. Я стараюсь выбирать музыку из разных жанров, но чтобы они были яркие. Тогда и программу можно построить таким образом, что спортсмены будут выделяться из толпы. С другой стороны, зачастую необычная музыка не воспринимается публикой, потому что зрители не такие предвзятые, и они привыкли к определенному подбору музыки. У меня есть несколько дисков Артемьева или Губайдуллиной и я жду, когда же смогу использовать их композиции.

Глюк: А что лично Вы сейчас слушаете?

Т.Москвина: В машине у меня масса дисков. Сейчас я слушаю Андрея Петрова "Сотворение мира". Я даже задумала программу под фрагмент этого произведения. Это может быть произвольная программа для фигуриста, а может, показательный номер. Раньше как было: доступа к иностранной музыкальной литературе не было, и наши фигуристы всегда старались кататься под Джо Дассена. А вот русская музыка, даже больше советская, на Западе не продавалась. И если спортсмены выходили на лед под такие композиции, это было всегда оригинально. И часто тренеры из других стран просили нас привезти русскую музыку. Для них это было непривычно, необычно и нестандартно. Ее трудно было достать. И вот, поняв это, я всегда старалась, чтобы мои ученики использовали музыку, которая была бы непривычна западному уху.

Глюкк: Давайте вернемся к тренировкам. Если точнее, как это происходит: пара готовится к соревнованиям и ежедневно накатывает элементы, повторяет их и тем самым доводит до совершенства?

Т. Москвина: Первый момент - это обучение. Обучаешь пару элементам, поведению и так далее. Есть хореографические уроки, когда учишь спортсменов культуре движения, различным фрагментам танца, потом важно изучение акробатических движений, потому что в парном катании много так называемых поддержек и элементов акробатики. Это всё работа в классе. Затем эти навыки переносятся на лед, и идет дальнейшее совершенствование программы. Всё должно быть идеально - и элементы, и движение, и музыкальность, и артистичность, и взаимодействие. Одним словом, всё совмещается в единое целое. Как спектакль, только на льду.
         Раньше, когда не было телевизоров, народ приходил на открытые катки. Была своеобразная аудитория любителей. Потом, с развитием телевидения, у людей появилась возможность смотреть соревнования различного уровня. Естественно, все потянулись к телевизорам, чтобы посмотреть, как катаются за границей, чтобы сравнить. Фигурное катание ведь чем еще привлекательно - можно любоваться красивыми телами, движениями, музыкальностью и получать удовольствие от красоты дуэта, от скорости движения, от исполнения. Когда я сижу на трибуне и наблюдаю за соревнованиями, я получаю удовольствие от всего этого в целом.

Глюкк: Кстати, а какие места на трибуне подходят для того, чтобы наблюдать за мастерством фигуристов?

Т.Москвина: Если вы хотите видеть улыбки девушек-фигуристок или красоту мужских тел, нужно садиться как можно ближе, но не за бортиком, потому что он будет мешать. А если вы хотите смотреть общую композицию танца, тогда нужно садиться выше, ряд на пятый - десятый. Оттуда видна общая картина. Мы стараемся сделать так, чтобы выступление фигуристов смотрелось с разных точек, а не однобоко.
Глюкк: А Вы прослеживаете драматургию танца?

Т. Москвина: Правила соревнований требуют исполнения определенного набора движений. Для того, чтобы программа была осмысленной и настроение и движение фигуристов соответствовало музыкальному сопровождению и при этом создавался эффект некой маленькой хореографической миниатюры, конечно, приходится придумывать такие сюжеты. Мы стараемся пронести их по конве программы.

Зал: Вопрос о музыке. Зачастую в фигурном катании используется довольно традиционная или классическая музыка. А Вы не пытались сделать программу под прогрессивную музыку, понятную для молодежи?

Т.Москвина: Пытались и пытаемся. Обычно мы пользуемся услугами консультантов или просим ребят, чтобы они принесли музыку, которая им интересна. Но для того, чтобы не сделать ошибок на соревнованиях, мы обычно стараемся сначала под такую музыку сделать показательное выступление, и если это будет принято, тогда делаем программы соревновательные. Потому что этот эксперимент может дорого стоить спортсменам - может не понравиться судьям. Арбитры, которые судят на соревнованиях, обычно определенного возраста и определенных пристрастий. Наша задача - как можно лучше прокатать программу и занять как можно лучшее место, а не обучать судей новым веяниям в музыке.

Глюкк: А сколько нужно времени, чтобы подготовить пару и сделать ее, например, Олимпийскими чемпионами?

Т.Москвина: Зависит от многих факторов. Нужно, чтобы спортсмены были не с нуля. Можно сделать фигуристов чемпионами, ели они уже катались в паре. Даже в этом случае потребуется от 4-5 до 10-15 лет. Это если спортсмены не очень талантливые, а таких - большинство. Ну, обыкновенные, нормальные люди.

Глюкк: А среди Ваших учеников был такой, который пришел, и Вы сразу поняли: это - гений, у него все сразу будет получаться.

Т. Москвина: Нет, гении, конечно, бывают, но у них есть свои собственные недостатки. Их гениальность нивелируется их же отрицательными качествами. А есть бездари в спортивном отношении, но они такие настойчивые, если не сказать упертые. И вот они и точат, и точат мастерство, и катаются, катаются+ И, в конце концов, добиваются огромного результата. И даже на Олимпийских Играх. Я давно работаю. У меня бывали талантливые спортсмены, которые ничего не добились, потому что они растратили свое мастерство и талант на какие-то тусовки, салоны и так далее. И были вообще совершенно неталантливые, но которые добились результата. Ну, это как везде, как в любой профессии.

Глюкк: Сколько часов в день спортсмены должны тренироваться?

Т.Москвина: Спортсмены высокого уровня должны тренироваться, как минимум, пять часов в день. В нашей, советско-русской системе, сложилась система двух разных тренировок, то есть с утра - половина этой пятичасовой тренировки, и вечером - вторая половина. Получается, что практически и молодые люди и мы, тренеры, лишены вечерней жизни. На театры, тусовки, рестораны, встречи с друзьями просто нет времени. Представляете, каково молодым спортсменам: они хотят и результата добиться, и не лишить себя человеческого общения. Запретов нет. Если народ умный, он знает, когда, например, выпить, сколько и как себя вести. А если народ не умный, он все равно когда-то погибнет. Я считаю, что жизнь - лучший учитель.                   

Глюкк: Расскажите о своих нынешних учениках.

Т.Москвина: Об этих учениках, которые у меня есть сейчас, мне меньше всего хотелось бы рассказывать, потому что они не именитые. Пока. Это Юлия Обертас и Сергей Славнов. Они пришли ко мне три года назад. В этом году на Чемпионате мира и Олимпийских Играх они завоевали только 8-е место. Мы привыкли готовить первые, вторые пары в мире. И так на протяжении многих лет. Конечно, хотелось бы большего. Мы живем четырехлетиями, олимпийскими циклами, то есть следующие достижения они должны показать через четыре года. Поэтому я думаю об их карьере, и строю всю работу, ориентируясь на февраль 2010 года, когда они будут выступать на Олимпийских Играх. У нас сейчас идет творческая работа, хочется, как говорится, все время бежать на работу. Значимость воспитательного момента в работе тренера очень большая. Дети, которые приходят заниматься фигурным катанием, по телевизору видят примеры: Евгений Плющенко, Катарина Витт, Ирина Роднина. Им хочется равняться на этих звезд, которые вызывали бы чувство желания подражать. 

Глюкк: А расскажите про свое детство и семью.

Т.Москина: Нас в семье было три сестры. Папа был военный. Ему по роду службы надо было несколько раз в неделю ходить на занятия по физкультуре. Одни из дней он посвящал конькам. У него коньки были похожи на скоростные, а нам он купил хоккейки. И вот мы вместе ходили на стадион Кирова.  Но туда было ходить далеко, поэтому мы катались на льду реки Ждановка. А у одной девочки были фигурные коньки. Я ее уговорила взять меня с собой, мне хотелось посмотреть как она на них катается. Она взяла. Мне тогда очень понравилось. Там был такой пожилой, веселый, небольшого роста тренер, шутки-прибаутки+

Глюкк: То есть Вам тренер понравился+

Т.Москвина: Понравился. Было очень интересно. Но потом у меня был другой тренер, за которого я в дальнейшем вышла замуж. Так начались мои занятия фигурным катанием. Кстати, кроме фигурного катания, я еще занималась в музыкальной школе, потому что мой папа родом из деревни, из-под Киева, дедушка и бабушка были крестьяне-колхозники, и естественно, что папе хотелось, чтобы его дети учились музыке. И когда он поступил в Военно-воздушную академию Можайского и получил двухкомнатную квартиру, он, прежде всего, пошел и купил рояль. Так что, в одной комнате стоял рояль и кровать, на которой мы, три сестры, спали валетом, а в другой комнате жили родители. Потом папа понял, что он несколько опрометчиво купил рояль, поэтому впоследствии его заменили пианино "Октябрь", и на нем мы играли. Конечно, из меня никакой пианистки не получилось, потому что у меня всегда со слухом было слабовато и с голосом тоже. Когда я приезжала к бабушке с дедушкой, они все время у меня спрашивали: ну, какие оценки? А я отвечала: пять, пять, пять, а по пению три. Что делать+

Глюкк: А в каком возрасте нужно начинать заниматься фигурным катанием?

Т.Москвина: Раньше начинали очень поздно, например в 16 лет. Я начала заниматься очень рано, в 10. Сейчас уже и в 10 лет начинать поздно, обычно детей приводят в 4-5 лет, потому что вид спорта технически очень сложный и нужно очень много времени, чтобы овладеть всем мастерством. 

Глюк: А как на Ваш взгляд будет развиваться фигурное катание, появится какая-то новизна, например, на соревнованиях?

Т.Москвина: Да, есть новый вид, который, на самом деле, существует уже давно, это так называемое синхронное катание. Это когда группа из 20 человек выполняет различные перестроения. Смотрится очень красиво. Похоже на ансамбль "Березка" на льду. Другие виды вряд ли появятся. Пытались делать четверки, когда катались вчетвером, но это всё не прижилось. А, скорее всего, фигурное катание будет развиваться в сторону массовости, когда этим видом спорта будут заниматься не только дети и молодежь, но и люди более старшего возраста. Замечательно, что сейчас так много катков, когда люди просто могут прийти и поскользить под музыку. Это раньше был один каток на всю страну. Сейчас другие возможности: можно приходить кататься утром, можно вечером, а можно даже ночью.

Зал: Тамара Николаевна, а как вы настраиваете фигуристов перед выступлением и что Вы им говорите после?

Т.Москвина: Психологическая тема начинает проявляться, когда спортсмены начинают участвовать в соревнованиях. Сначала мы их только учим и у них еще не настолько проявляется эта психологическая устойчивость. А когда спортсмены высокого класса уже вроде всё умеют, но, выходя на лед, у них что-то не получается, это говорит о том, что у них нет вот этой устойчивости. Другими словами, соревновательное состояние оно настолько влияет на спортсменов, что они не могут воспроизвести то, что они спокойно могут сделать на тренировках. Мы, конечно, проводим различные репетиции, не буду называть их модным словом "тренинги". Фигуриста ставят в разного рода спортивные ситуации: например, представь, что ты на соревнованиях в Париже, сидят судьи, представь свое состояние волнения, но надо выходить и исполнять свою программу. Есть масса приемов, каким образом тренировать психологическую устойчивость и учить спортсмена владеть собой в стрессовых ситуациях. Люди разные: одни справляются, другие - нет. А это тренер уже узнает в течение лет, которых он работает со спортсменом. В спорте побеждает человек, который хорошо подготовлен и психологически в том числе. Надо учиться уметь преодолевать любые стрессы.

Глюкк: А кто работает с тренерами, кто точно так же проводит психологические репетиции?

Т.Москвина: Мы такие же люди, мы такие же стрессоподверженные или стрессоустойчивые. Когда я сама каталась, я пыталась себя научить преодолевать стрессы, а когда я стала тренером, поняла, что здесь совсем другая стрессоустойчивость, потому что, когда ты научил спортсмена кататься, ты уже ничего не можешь сделать. В случае каких-то его неудач ты можешь только взяться за борт, вцепиться в него, повесить на лицо улыбку, сделать непринужденный вид и смотреть на спортсмена так, будто всё прекрасно. Вид можно делать, только внутри у тебя будет всё биться, но спортсмен доносит до судей результат совместной работы. Я свою сделала, а фигурист свою работу либо просто показывает, либо чуть-чуть приукрашивает (если есть кураж), либо попросту портит. Поэтому тренеры стоят во время соревнований и дрожат. Я тоже так когда-то делала, а потом подумала: Тамара, не делай из себя великого тренера, ты сейчас не можешь на него повлиять, не можешь гипнотизировать, а твой пульс 120 или 220 тоже никак не действует. Это действует только на здоровье, а оно должно быть крепким, потому что я ответственна за своих учеников. Надо учиться вести себя достойно. Такие эмоциональные стрессы не помогают мне в дальнейшей работе. Поэтому я постаралась приучить себя, выходя не старт, пытаться снизить пульс, приводить себя в порядок специальными дыхательными упражнениями и контролировать свою мимику и жестикуляцию. И если я замечаю, что начинаю терять контроль, я снова начинаю работать над собой. Некоторые глотают горстями таблетки, другие успокаивают себя коньячком, мне же приятнее трезво наблюдать за тем, что делают спортсмены, трезво видеть реакцию публики и руководства.
        Мне повезло, я тренировала много спортсменов высокого уровня, но таких самых замечательных, которые бы эпохально стояли как памятник, мне, к сожалению, тренировать не удалось. Но это и не моя цель - воспитать, к примеру, 150 олимпийских чемпионов. Мне достаточно того удовольствия, которое я получаю, работая с каждым человеком. Я получаю удовольствие от самого процесса работы: когда ты всё спланировал, подобрал, уладил, научил, и спортсмены это все показали.                           

   Ваше мнение:
Как вам новый дизайн сайта?

- Супер!!!
- Просто хороший
- Нормально, с пивом потянет
- Отстой
- Раньше было лучше...

В.Цою посвящается: "Я не кочегар, а..."

- студент
- it-специалист
- менеджер
- руководитель
- у меня другая специальность

Гости  |  Рок афиша  |  Женя Глюкк  |  Премьера  |  Помидор  |  Рок-архив  |  Друзья  |  Форум
Copyright © 2001-2008 Женя Глюк и Русский Рок.
Обмен ссылками   Реклама на сайте   Cсылки на музыкальные ресурсы   
2004 дизайн umistudio

Rambler's Top100
HotLog
HotLog
HotLog доставка цветов